Какие они, украинские дороги?

Всё как обычно. Никто ничего специально не планировал. Просто, конец августа/начало сентября — традиционное время уборки урожая и сезонных подготовительных мероприятий к предстоящей зиме.

Вот я под это дело выбираюсь из своей карельской берлоги, проверяю давление в шинах, осматриваю протектор (не сильно ли он износился), слушаю, не гремит ли где подвеска, поворачиваю ключ в замке зажигания и беру курс на юг. Где меня всегда ждут. Потому что родной дом, вообще-то, там. А дом, он всегда не только пригляда, но и рук требует.

Но в этот раз… Как-то довольно быстро справились мы общими усилиями со всем, что запланировали ещё до того, как я из Карелии выехал. И осталось у меня время. Почти свободное. Несколько дней. Ну, я и решил сгонять в Таганрог.

А по карте посмотрел… Да мне же через Украину — ближе! Ни много ни мало — на целых 180 километров. А это — солидная цифра. Что там надо, чтобы меня на моём пепелаце запустили на территорию суверенной и незалежной страны? Общегражданский паспорт? Свидетельство о регистрации транспортного средства? Страховка на него? Специальная? Так называемая «зеленая карта»? Так в чем вопрос? Поедем в райцентр, машинку перед дорогой проверить, и сделаем.

Итак… Документы — при себе. Маршрут (Валуйки — Уразово — Купянск — Славянск — Енакиево — Шахтерск — Таганрог) — известен. Поехали?.. Я и поехал.

Первое, что меня неприятно поразило сразу после пересечения границы, это полное отсутствие информационных знаков. О чем меня, кстати, честно предупредили таможенники:

- На Купянск знаков нет. Может, подождешь кого в попутчики и уже за ним пойдешь?

Так когда он нарисуется, этот попутчик? Может, только к вечеру. И всё это время стоять и ждать? Чего ждать? У моря погоды? Так до него ещё доехать надо. Море, оно как раз там, куда мне надо. В Таганроге. И не стал я ждать.

Нет, об этом не пожалел. Но на Купянск вышел только с третьей попытки. Язык, оказывается, только до Киева доводит. А до Купянска — не всегда. И не всех. Вот и меня — не вывел. Первый раз рукой махнули совсем не в ту сторону. Второй забыли предупредить о том, что через пару-тройку километров надо бы, вообще-то, направо свернуть. А знаков — «на Купянск»… Нет! Напрочь отсутствуют.

В общем, покрутился я по Харьковской области. Но терпение и труд, они обычно не подводят. Вышел-таки. А как через весь город, да «на Славянск»? В Купянске-то тоже… Нет информационных знаков! Изничтожили их на Украине, как класс. Под самый корень.

Но в Купянске мне повезло немного. На самой его окраине подхватил попутчика до Боровой. А это как раз на Славянск. Знающий человек и провел меня через город. Но ему только до Боровой надо было. А Славянск — дальше! Вот и вышел я не на Славянск. А на Красный Лиман. Там мне объяснили, как дойти до Енакиево.

Еду я, еду… Нет… Ну, нет этого Енакиево! Вот пост украинских ДПС и рядом с ним указатель «Дебальцево». А Енакиево… Где?!

А бензина в топливном баке, между прочим, уже на самом донышке. Я же по километражу, когда карту смотрел, прикинул — если перед границей заправиться, то полного бака мне хватит, чтобы транзитом, без дозаправок, Украину проскочить. Рассчитать-то рассчитал, но всё еду, еду, а не то что границы… Крыш пропускного пункта ещё не видно. Как бы не обсохнуть где-то на середине Донецкой области…

Пришлось мне в центре Красного Луча…

Да, вот и второй недостаток украинских дорог. Все они идут через населенные пункты. Маленький ли он, большой ли — без разницы. Через него. Объездных развязок нет. А в городе скоростной максимум — до 60-ти. И то — не везде. Частенько висит дорожный знак: на белом блюдечке с красной каемочкой — цифра 40 нарисована. Кое-где и того меньше — 20. А если этих цифр нет, так светофор. Или переезд железнодорожный. А снижение скоростного режима (по сравнению с трассой раза в 2,5-3), это опять же — потеря времени.

В общем, нашел-таки я банк в Красном Луче, поменял рубли на гривны, попросил слезно аборигенов, чтобы ткнули в строну заправки — которая из них с более-менее приличным бензином. Чтобы потом проблем с двигателем не поиметь. А пока я там по центру города крутился, вспомнил историю, что мне рассказал приятель, ездивший как-то к теще на блины в ту же самую Донецкую область. По его словам, таксист, забравший их с супругой у вокзала, ехал до места назначения по тротуарам. На проезжую часть выехать было невозможно.

Когда слушал этот рассказ, посмеивался. Думал — байка. Но как въехал в Красный Луч… Сразу поверил, что рассказ — чистой воды правда. Почти через весь город я шел исключительно на первой передаче, редко и кое-где переключаясь на вторую. Асфальта на улицах вообще нет. И такие колдобины! А ведь все эти улицы — главного направления, на Донецк. Что творится на второстепенных улочках и в проулках… Даже не представляю!

Хотя, может, потому, что это — главное направление, и дорожное покрытие, которого по сути просто нет (!), в таком ужасном состоянии?! Не тяжеловесные ли грузовики, идущие через город на Донецк, и разбили уличный асфальт начисто?

Не знаю, но дороги по той части Украины, по которой довелось пройти (Харьковская, Луганская, Донецкая области), — препаршивейшие. Ровного и чистого асфальта мне увидеть так и не довелось. Выемки, колдобины, выступающие над основным дорожным покрытием латки свежего асфальта — повсеместно. А это ведь не только на скоростной режим влияет (как бы не просмотреть какую яму, не влететь в неё, не разбить и не потерять колесо!), но и на подвеске машины сказывается самым отрицательным образом. Потом, уже по возвращению, пришлось всё-таки загнать автомобиль слесарям и поменять те детали, которые так и не смогли пережить встречу с украинскими дорогами. А кое-где и подварить…

В общем, намотал я по Украине… А уж времени потерял! И не только потому, что скоростной режим с таким качеством дорожного покрытия и из-за отсутствия объездных дорог вокруг населенных пунктов никак нельзя было форсировать. Четыре таможни. Российская, а потом украинская — на въезде. И в таком же количестве, но в обратном порядке — на выезде. Итого — два часа потерянного времени. И почти час — на поиск банка и обмен валюты.

А если эти часы, да умножить на крейсерскую скорость автомобиля на трассе… Практически те же самые 180 км, которые мне дополнительно пройти надо, если маршрут проложить по России: Таганрог — Ростов — Красный Сулин — Богучар — Россошь — Валуйки.

Так что, когда пришло время возвращаться, даже вопросов никаких не было по поводу того, как же обратно идти. По России. Только по ней! И если вдруг перед кем встанет такой же выбор, какой и у меня был в начале сентября…

Езжайте ребята, по России. Оно быстрее, дешевле и спокойнее.

Похожие публикации

Оставить комментарий