Гран-при Сингапура: Светло, как днем

Гран-при Сингапура: Светло, как днем

Уникальность Гран-при Сингапура лежит на поверхности — это время проведения гонки. 2008-м формулический этап в этом азиатском городе-государстве впервые в истории Королевских гонок прошел с искусственным освещением.


Да, Сингапур стал первой ласточкой в идее-фикс одиозного Берни Экклстоуна — перевести азиатские этапы Королевских гонок на более позднее время, чтобы главные потребители формулического телепродукта — европейцы — могли смотреть прямые трансляции из далекой Азии в обычное для себя послеобеденное время.


В текущем сезоне на австралийском Альберт-парке была опробована (но, в отличие от Сингапура, не апробирована) идея проведения гонки при естественном освещении, но в более позднее по сравнению со стандартным время. Команды остались недовольны гонкой на закате, отметив, что низко расположенное солнце практически ослепляет пилотов. И тем самым невольно сыграли на руку хитрому Экклстоуну — ведь боссы некоторых команд заявили, что уж лучше проводить гонки, как в Сингапуре, ночью и с хорошим освещением.


Возможно, именно этого и добивался владелец коммерческих прав Ф1. Но факт остается фактом — идея гонок под фонарями не только не была отвергнута, но и очень быстро прижилась. А ведь состоялся всего лишь один такой Гран-при.


Гран-при Сингапура: Светло, как днем



Поскольку Сингапур, как известно, является представителем одного из редчайших в современном мире вида государств — государством-городом, то немудрено, что трасса, на которой проходит этап Формулы-1, является частью городской дорожной сети. Отдельно от дорог находится только участок, на котором расположены пит-лейн и стартовая прямая — ввиду своей специфики. Надо же было где-то разместить боксы, паддоки, трибуны. И не вдоль улицы это делать.


Несмотря на полифункциональность трассы (кроме формулических болидов, по ней круглый год гоняют серийные автомобили), а возможно и из-за этой особенности, состав асфальта на сингапурской трассе уникален — он разработан исключительно и специально для этого участка сингапурской дорожной сети.


Специалисты, участвовавшие в его разработке, говорят, что он более удобен для сцепления болидов с трассой, а кроме того более вынослив. Опытным путем было рассчитано, что нынешнего покрытия хватит на пять лет. Затем придется менять. К слову, замена старого асфальта на новый была проведена всего за одну ночь, дабы не стеснять местных водителей. Очень показательный момент для Сингапура.


Гран-при Сингапура: Светло, как днем



Кроме того, на формулических участках улиц были установлены новые для Формулы-1 (в североамериканских гонках они используются давно; из трасс, принимавших гонки Ф1 подобное и только в виде небольших участок применялось только в Монреале) ограждения — почти полностью временные. Из всех элементов конструкции постоянные только бетонные бордюры почти метровой высоты. Все остальное легко монтируется в кратчайшие сроки.


Но главным достоинством, изюминкой, уникальностью, если хотите, является система искусственного освещения, применяемая во время Гран-при. Показатель освещенности трассы — 3000 люксов, что в несколько раз превышает аналогичный показатель на футбольных матчах.


Несколько сухих цифр, прекрасно характеризующих масштаб затеи: 240 опор, 1500 прожекторов по 2000 Ватт каждый, общая мощность всей конструкции превышает 3 миллиона Ватт. Одной из главных сложностей во время установки прожекторов стала необходимость полнейшего отсутствия теней или ослепления пилотов. И с этим, как показал 2008-й, организаторы справились.


Гран-при Сингапура: Светло, как днем



Впрочем, сказать, что первый ночной Гран-при раскрыл какие-то тайны своей конфигурации, сложно. Потому что, во-первых, целый ряд пилотов был оштрафован по ходу гонки (Масса, Кубица), а во-вторых, победу Фернандо Алонсо, как стало известно совсем недавно, обеспечила нечестная игра с участием его тогдашнего партнера по команде Нелсиньо Пике и бывших уже боссов команды Флавио Бриаторе и Пэта Симмондса.


По результатам расследования Бриаторе пожизненно запретили участвовать в каких-либо гонках под эгидой ФИА, Симмондса дисквалифицировали на пять лет, Пике за стукачество был награжден иммунитетом, а саму команду дисквалифицировали до конца 2011-го года условно.


Из особенностей трассы стоит отметить высокую среднюю скорость — Сингапур является одной из самых быстрых трасс, и уж точно самой быстрой городской. А также особенностью Марина Бей (именно так официально называется гоночное кольцо) является закрученность трассы против часовой стрелки. В нынешнем календаре таких трасс только три — кроме Сингапура, это Турция и Бразилия.


И еще один любопытный факт: Гран-при 2008-го не является первым для Сингапура. С 1961-го по 1965-й по на тамошней улице Томсон Роуд проходили… Гран-при Малайзии.


Гран-при Сингапура: Светло, как днем



Позже, когда город обрел независимость, гонку переименовали в Гран-при Сингапура — и именно под таким названием она проводилась до 1973-го. Правда, никакого отношения к чемпионату мира Ф1 они не имели. И победители там были соответствующие: например, наибольшее количество гонок выиграл новозеланцец Грэм Лоуренс, чье имя не скажет любителю Формулы-1 совершенно ничего.


А прикрыли эту городскую гонку после того, как на двух Гран-при кряду были зафиксированы несчастные случаи со смертельным исходом. И только через три с половиной десятилетия автоспорт снова открыл для себя этот удивительный город-государство возле южной оконечности Малайского полуострова.


Похожие публикации

Оставить комментарий